Корзина
Потолочная акустическая система Audac CS55 - в наличии!Подробнее
+375
29
303-30-65
+375
17
236-13-43
Джаз против шансона: невидимая битва минских ресторанов за посетителей.

Джаз против шансона: невидимая битва минских ресторанов за посетителей.

Джаз против шансона: невидимая битва минских ресторанов за посетителей.
Интервью об особенностях озвучивания кафе и ресторанов. Информационный портал Chatoff.by побеседовал с основателями ООО "МедиаСтройИмидж".

30.07.15

Почему в ресторанах на экранах видеоряд не совпадает с музыкой; что будет, если пустить музыку через систему пожарной сигнализации ― и другие тайны о городских ресторанах, вырванные нашими учеными у природы.

Первоисточник: http://news.chatoff.by/minsk/journal/6457/

 

Для успеха ресторана, бара или кафе важны несколько неотъемлемых составляющих; если убрать одно из таких, то заведение будет обречено на провал.  Не пойдут дела у ресторана с красивым интерьером, но ужасной кухней; равно как и наоборот.

Беда начинающих рестораторов в том, что они могут не знать: в число таких неотъемлемых элементов входит и звук – аудио-решение в помещении.

Какие самые распространенные ошибки подстерегают владельцев заведений на этом пути, что нужно знать при заказе звукового оборудования и как сделать, чтобы твоими посетителями были те, кого ты пригласил – об этом портал Чатофф расспросил компанию «МедиаСтройИмидж».

В чем заключается ваш бизнес? В продаже звукового оборудования ресторанам и кафе?

Не совсем так. Мы продаем мультимедийные решения: звуковое, световое, видеооборудование для ресторанов, кафе. клубов, караоке, конференц-залов – и так далее.

 


Эдвард Хоппер, "Автомат"

 

Зачем ресторану сложное звуковое оборудование? Это же не концертный зал. Там же едят!

Начнем с того, что в ресторан приходят не только поесть, но и провести время за разговором, например, или просто в обществе друг друга. Но даже есть под музыку приятнее. Хотите сравнение? – вспомните, например, школьную столовую, где над огромным залом стоит шум: голоса, звон тарелок, ложек, вилок, отодвигаемых стульев... Вот примерно так звучит помещение, где едят. В ресторане вы этого не слышите – не только потому, что там меньше помещение.

Справедливости ради, сегодня даже в столовых стараются включать музыку.

Удивительно! За столько лет ни разу не приходило в голову обратить внимание на музыку в ресторане...

А знаете, почему? Это значит, что музыка хорошая! Потому что плохую музыку – вернее, звук плохого качества – мы тут же замечаем. И просим выключить или сделать потише.

 

«Наша профессия объединяет музыканта и инженера»

 

А как же ресторану сделать у тебя хороший звук? Где этому можно научиться?

«Делать хороший звук» в ресторанах не учат нигде, в Беларуси нет такой профессии. Она возникает на стыке двух профессий: инженера радиоэлектронной специальности и звукорежиссера. Сравните: на инженера учат в техническом ВУЗе, на звукорежиссера – в Академии искусств. А наша профессия объединяет музыканта и инженера, в итоге создает специалистов по установке звукового оборудования, разработке инженерных аудио-решений.

 


Эдуард Мане, "Bon Bock Café"

 

И все-таки: ведь оборудование производите не вы. Что мешает владельцу ресторана купить и установить это оборудование – такое же, какое предлагаете и вы, хорошего качества – самостоятельно?

Самостоятельно проложить провода и правильно подключить оборудование  – вряд ли, а вот пригласить кого-то, кто готов это сделать за меньшую сумму – да. Не стоит этого делать по одной простой причине: чтобы работать со звуком, нужен большой опыт, по вышеупомянутой причине: теоретическую подготовку получить очень затруднительно. Опытных игроков на этом рынке не так уж и много, и их услуги стоят примерно одинаково.

А кто берет за установку звука дешевле?

Обычно это индивидуальный предприниматель, который думает, что если он умеет прокладывать проводку, то и со звуком справится. Он создает таких звуковых уродцев, что жаль бездарно использованную дорогую аппаратуру. Посетитель в таком ресторане за своим столиком не может говорить с собеседником, потому что над ухом у него гремит колонка. А в другом конце зала посетитель только и слышит, что стук своей ложки о тарелку.

 

«Акустическое решение зала ресторана рассчитывают почти так же, как акустическое решение концертного зала».

 

Почему так получается? Ведь аппаратура одна и та же!

При установке надо учесть, во-первых, техниеские особенности оборудования: как раскрывается звук, на каких частотах работает, с каким звуковым давлением. Все эти данные просчитываются, а не берутся с потолка. Эти показатели зависят от объема помещения, высоты потолков, от материала стен, акустического состояния: гулкое помещение или нет, можно ли поставить потолочную акустику – или только настенную... Примерно так же рассчитывают акустическое решение концертного зала; правда, решение для концертного зала будет гораздо сложнее, чем в ресторане, но принцип – тот же.

Сделать такой расчет под силу только опытному специалисту. А как установит звук дилетант? Развесит дорогую технику наобум. Или есть еще одно «акустическое решение» ― «компьютерный звук».

 

Что это такое?

Рядом с вашим монитором стоят колонки – в офисе или дома. Так вот такие «акустические решения» мы сплошь и рядом встречаем в магазинах и кафе: когда музыку запускают с ноутбука через обычные компьютерные динамики.

Но есть небольшая оговорка: для некоторых заведений подходит такое дешевое и сердитое решение. Например, если у вас крохотный магазинчик или кофейня, которая предлагает кофе на вынос. Вот только в таком случае настольная акустика, которая действительно стоит очень дешево, ― оправдана. Конечно, можно и в такую крохотную комнатку вместить сложнейшую акустику, которая по стоимости сравнится с космическим кораблем, ― но акустическое решение должно быть разумным: ведь бизнес открывают для получения прибыли! При разработке акустического решения нужно руководствоваться еще и тем, как оно будет окупаться.

 

А кроме настольных компьютерных колонок, какие еще встречаются ужасные зкуковые решения?

Первое, что приходит в голову, ― это радио. Радиостанция, которая нравится бармену или администратору. Он включает его для себя – а вместе с ним все посетители слушают не соответствующую месту и обстановке музыку вперемешку с рекламой. Представьте: я зашел в кафе выпить кофе и отдохнуть минут пятнадцать. А вместо отдыха я слушаю диктора радио, который всеми силами старается привлечь к себе внимание, а проще говоря – кричит; я слушаю навязчивую рекламу... Больше я туда не пойду, какой бы хороший кофе там ни был.

 


Эдуард Мане, "Chez le Pere Lathuille"

 

Да, даже в самом уютном кафе настроение может испортить реклама по радио...

Причем радио – это еще не самое страшное. Как вам музыка, которую транслируют через систему пожарного оповещения?

 

Через автономный пожарный извещатель?

Нет, извещатель – это аппарат, который срабатывает на дым и дает сигнал. Это только часть пожарного оповещения, которая есть в каждом офисе и каждом ресторане. К ней прилагается и динамик. Во время пожара именно через него сообщают, что пора бы покинуть здание согласно плану эвакуации. То есть, функция этого динамика – очень редко, в экстренных случаях, транслировать голос, причем как можно более громкий, резкий и даже неприятный – чтобы этот сигнал тревоги услышали все. , он изначально не задуман для воспроизведения музыки и не может делать это качественно. И вот через эту систему в некоторых заведениях включают музыку... Человек, который не занимается звуком профессионально, в помещении с подобной озвучкой обычно чувствует себя не очень хорошо, не понимает, почему гудит голова, некомфортно разговаривать, что-то раздражает... Сама атмосфера в таком кафе гнетущая. Это на наш натренированный слух сразу заметна разница и понятна причина дискомфорта, а посетитель интуитивно просто не захочет туда вернуться.

 

Компьютерная акустика, радио, динамик пожарного оповещения... Какие еще бывают ошибки при озвучивании помещений?

Еще владельцы или администраторы любят поставить в углу зала или на подоконник обычный музыкальный центр. Может, в противоположном конце зала повесят динамик. Это приводит к неравномерному распределению звука, проще говоря, где-то очень громко, а где-то очень тихо, а иногда, даже, может возникать эхо.

 

Вот еще очень важный вопрос; над ответом, наверное, задумывался каждый: почему в белорусских кафе и ресторанах на плоских экранах идет видеоряд, часто с трансляцией музыкального канала, который никогда не совпадает с музыкой?

О, это знаменитая белорусская аномалия! Ей нет объяснения! Даже сами владельцы не могут это внятно прокомментировать.

Даже так?

Нет, на самом деле этот феномен довольно просто объясняется. Просто в заведении некому работать над видео-контентом.

Изначально видео-панели предназначаются для того, чтобы способствовать продажам: во-первых, создавать соответствующую атмосферу заведения, а во-вторых – транслировать рекламу. Собственную рекламу заведения – например, показывать красивые фотографии блюд из меню, чтобы стимулировать продажи. И рекламу, за которую заведению заплатят: например, служба такси, туристическая компания – и так далее. Причем эта реклама не должна визуально выбиваться из концепции заведения, чтобы не портить неуместными картинками репутацию. Это уже относится к видеоряду для создания атмосферы. Что мы имеем в виду: например, кафе, расположенное в бизнес-центре, приглашает на завтраки – и по утрам  транслирует Евроньюс с бегущей строкой. Содержание видеоряда должно быть интересно его посетителям!! Если это молодежь, то можно добавить и трансляции экстремальных видов спорта.Молодым людям интересно смотреть, как выполняются все эти трюки – и при этом играет какая-нибудь заводная музыка. Это вдохновляет и скрашивает время ожидания заказа. Если аудитория постарше и посерьезней – выше мы уже привели в пример утренние трансляции новостей. И буквально каждый кадр должен соответствовать концепции заведения и цели – увеличить продажи.

А как у нас обходятся с этими видео-панелями? Владельцы часто устанавливают их, «чтобы было как у всех». А то, что видео-контентом должен заниматься специально обученный для этого человек, ― забывают. В итоге поступают, как проще: включают трансляцию музыкального канала.

 

Что и как можно сделать плохо, уже понятно. Давайте теперь поговорим о том, как нужно делать хорошо. Как создаются хорошие звуковые решения и от чего зависит результат?

В первую очередь о звуке должен быть осведомлен владелец заведения. Ресторатор, настоящий или будущий, должен понимать, что звук – это совсем не то, о чем можно позаботиться в последнюю очередь. Часто бывает, что "звукачей" зовут в последнюю очередь, когда ресторану осталось до открытия недели две в лучшем случае. Это приводит к плачевному результату: либо к дополнительным тратам и компромиссам по оборудованию, либо к разбиванию готового интерьера: бывает, что невозможно проложить кабель в зашитом помещении, приходится его расшивать, портить, а это дополнительные затраты для владельца.

Надо иметь в виду и стоимость работ: хорошее инженерное решение не получится по цене музыкального центра. А что такое хорошее инженерное решение? Это – правильно, то есть равномерно распределенный звук с необходимой шириной частотного диапазона для комфортного восприятия на слух, выдержанное в форм-факторе оборудование, которое вписывается в дизайн помещения; использование качественных материалов – и умелых рук работников-монтажников.

 

Но правильные расчеты и грамотный монтаж – еще не все. Теперь нужно подумать о том, кто эту сложную систему будет эксплуатировать.

 


Эдуард Мане, "Бар в "Фоли-Бержер"

 

Администратор ресторана?

Совершенно верно: администратор или бармен. Который, мягко говоря, не разбирается ни в инженерии, ни в музыке: да и не должен, у него другая специальность. И вот для администоратора или бармена всю сложную звуковую систему нужно свести к одной кнопке, с которой они смогут провести всего лишь два действия: утром включить, а вечером – выключить.  И все! Больше им ничего знать не надо и никаких крутелок в руки получать нельзя. Потому что любой регулятор сложнее кнопки обязательно приводит к звонку в компанию: помогите, у нас самый пик работы, а ваше оборудование сломалось! Ремонт проходит по разному, но в девяти из десяти случаев мы решаем проблему по телефону: откручиваем ручки настройки с минимума и вставляем вилки в розетки.

Приводя в пример такие случаи, мы стараемся донести до клиента, что управление сложной звуковой системой ресторана нужно максимально упростить. Конечно, это увеличивает стоимость работ. Дороже всего получается, когда помещение – зональное; иначе говоря, когда в ресторане несколько залов; а уж если они еще и с разной тематикой... Наверняка в VIP-зале посетители хотят слушать другую музыку; в каждой зоне должна быть своя громкость; в туалете должно звучать нечто отличное от основного зала; потом, музыка еще может транслироваться по расписанию: утром одна, вечером другая; иногда реклама – вот и набегает стоимость. Но поймите, без автоматизации здесь не обойтись! Ведь если обязанность следить за музыкой повесить на администратора, у которого и так проблем по горло, потому что на нем ежеминутная ответственность за работу заведения – он просто не сможет выполнить эту обязанность! И все работы, и все дорогостоящее оборудование – пропадет зря, просто не будет использоваться на полную мощность.

Сегодня есть технологически очень удобные решения, когда всей звуковой системой можно легко управлять с айпада или из браузера. Собственно, управление сводится к регулировке громкости. И никто не сможет никоим образом эту систему, согласованную с владельцем, нарушить. Бармен не включит радио, а повара на кухне не станут слушать шансон, который будет слышен в зале.

 

Такое звуковое решение есть в некоторых ресторанах Минска. Например, недавно открылся новый ресторан, с владельцем которого мы уже работали ранее, и он опять обратился к нам – в правильный момент: на стадии строительства. У них звуковая система спроектирована именно так, как мы описали выше: в разных зонах – разная музыка: в зале, на террасе, в уборной и на кухне, и каждая зона регулируется администратором с айпада.

 

А почему на кухне не может быть той же музыки, что и в зале?

Может, но это задумка владельца. В зале – музыка для отдыха, на кухне – для работы! Трек-лист подобран специально для вдохновения и одобрен владельцем; и никаких хотелок персонала! Всем никогда не угодишь, подбор музыки обязательно выльется в ссору. Нет, музыка должна не ссорить, не раздражать – а задавать темп работы.

 


Огюст Ренуар, "Завтрак гребцов"

 

А на террасе?

Кстати, примечателен их опыт открытия террасы. Так как мы уже работали ранее, и владелец был осведомлен о том, что такое правильное звуковое решение, то уже на стадии строительства были сделаны важные вещи: мы заложили оборудование с возможностью дальнейшего укрупнения масштаба с минимальными затратами. Когда закладываешь такое оборудование, проект получается дешевле впоследствии.

Мы учли будущую террасу при разработке спецификации. И вот когда терраса появилась, ресторану не потребовалось больших дополнительных расходов, никаких монтажных работ в готовом интерьере.Осталось только повесить на террасе громкоговорители – управление которыми уже заложено в программу на планшете. Более того: у ресторана появилась идея пригласить диджея: играть на террасе свои сеты; диджея со своим оборудованием. И наше оборудование позволяет диджею подключиться к нему и транслировать музыку не только на террасу, но и на зал.

Приведем еще один пример того, как проходит работа над инженерным решением.Недавно открылся еще один ресторан на проспекте Дзержинского. У них очень интересная концепция обслуживания – предельно быстрого; и в этом ресторане – несколько зон питания; каждая обслуживается отдельно; получается три ресторана в одном, с разным подходом. Там очень сложная акустическая обстановка! Огромное помещение с очень высоким потолком, гулкая бетонная коробка! – хуже для звука не придумаешь! Поэтому было принято решение не вкладывать в акустику излишние средства: она все равно не зазвучала бы; получились бы ненужные траты. Мы сделали равномерное покрытие из простых громкоговорителей, чтобы клиент не переплачивал за «сверъестественное» качество, которое невозможно было бы услышать в этом помещении. Но мы сделали управление, которое позволило создать зоны. Например, зону переговоров – в ней можно сделать музыку потише либо вообще выключить. Зал тоже разбит на несколько зон, а в перспективе инженерное решение рассчитано и на открытие террасы, так что из дополнительного оборудования владельцам ресторана понадобятся только громкоговорители. Звуковая система удаленно подключена через интернет к нашему офису, и в случае внештатных ситуаций мы сможем оперативно помочь без выезда на объект.

 

Что еще можно посоветовать ресторатору, который озаботился проблемами звука в своем заведении?

Мы уже говорили об этом: в ресторане музыка – не менее важна, чем интерьер и кухня. Даже больше: иногда только музыка помогает заведению выработать свою концепцию и собрать свою публику?

 


Эдгар Дега, "Абсент"

 

Концепция заведения зависит от музыки? Вам не кажется, что вы немного преувеличиваете ее роль?

Судите сами. Вот абстрактное кафе со стандартным аккуратным интерьером и типичным меню, расположенное в оживленном месте. Давайте экспериментировать с музыкой! Если мы в таком кафе начнем включать шансон, то не нужно будет удивляться ежевечерним дракам. А если сюда заглянет случайный человек – то звучащие песни в первые же секунды дадут ему понять, что здесь лучше не обедать. А теперь давайте в кафе с таким же интерьером включим лаунж. Там появятся серьезные люди, которые хотят недолго отдохнуть за чашкой кофе. А если включать в кафе клубную музыку, то она сама отфильтрует посетителей: люди старшего поколения не станут заходить, зато повалят тусовщики.

Мы просто уже не один год наблюдаем эти удивительные метаморфозы, которые претерпевают кафе и рестораны – просто сменив звучание внутри.

 

Портал "Чатофф" благодарит компанию "МедиаСтройИмидж" за беседу.

В заглавной иллюстрации использована картина Эдвадра Хоппера "Полуночники".

 

Первоисточник: http://news.chatoff.by/minsk/journal/6457/

Источник: Портал "Чатофф"